1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности
Учебный план - является локальным нормативным документом, регламентирующим
общие требования к организации образовательного процесса в 2024-2025 учебном году в МБДОУ
№3 «Радуга» г. Углегорска. (далее – ДОУ), устанавливающими перечень образовательных
областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно
образовательной деятельности. При этом данное распределение не является жестко
регламентированным и предусматривает возможность интеграции.
Учебный план МБДОУ №3 «Радуга» г. Углегорска составлен в соответствии со
следующими законодательными актами и нормативными документами:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
27.10.2020 № 32 «Об утверждении СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения»;
• Уставом МБДОУ №3 «Радуга г Углегорска
1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана
Основными задачами учебного плана являются:
Регулирование объема образовательной нагрузки
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта к
содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ.
МБДОУ №3 «Радуга» г. Углегорска в 2024-2025 учебном году реализует основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную в соответствии с
ФОП ДО.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений:
- инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
- вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением,
обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного
учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие
воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества
организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области,
которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных учреждений.
Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной
деятельностью составляют не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой
работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с
образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое
развитие детей. Домашние задания детям не задаются.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее
50% общего времени образовательной деятельности. Третье занятие по физическому развитию
проводится на прогулке.
Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной
части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия
педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей,
взаимодействия с семьями воспитанников.
Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие
щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе
и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического
климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений.
В 2024- 2025 учебном году в ДОУ функционируют 8 групп (дети от 1 года до 7 лет):
1.
первая группа раннего возраста «А» (от 1 до 1,5 лет)
2.
первая группа раннего возраста «Б» (от 1,5 до 2 лет)
3.
вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
4.
младшая группа (от 3 до 4 лет)
5.
средняя группа (4 до 5 лет)
6.
старшая комбинированная группа (от 5 до 6 лет)
7.
подготовительная комбинированная группа «А» (от 6 до 7 лет)
8.
подготовительная группа «Б» (от 6-7 лет)
Все группы работают в режиме 5-дневной недели с 10,5-часовым пребыванием
дошкольников.
1.3. Структура учебного плана организованной образовательной деятельности
Выполнение обязательной части ООП ДО составляет не менее 60 % от общего
нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы
дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не
превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада;
позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с ООП ДО и АООП ДО в обязательной части учебного плана определено
время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей,
с выделением видов образовательной деятельности.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» отражено в учебном плане.
Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной
деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой
участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные
виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста
детей.
Количество и продолжительность ОД устанавливаются в соответствии с СанПин 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников групп:
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
-для детей от 1 до 3 лет – не более 10 минут,
-для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – от 20 до25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в группе раннего возраста не превышает 20 минут;
- в младшей группе не превышает 30 минут;
- в средней группе не превышает 40 минут;
- в старшей группе не превышает 45 минут;
- в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
Перерывы между периодами ОД – не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной
деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.
В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность
видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Непосредственно-образовательная деятельность
по реализации основной образовательной программы муниципального бюджетного
дошкольногообразовательного учреждения
МБДОУ №3 «Радуга» г. Углегорска
Вторая группа
раннего возраста
Художественн
о-эстетическое
Речевое познавательное
Социальнокоммуникатив
ное
Физичес
кое
Образ
овате
льны
е
облас
ти
НОД (вид занятий)
2-3 года
Физическая культурав
помещении
Физическая культурана воздухе
Игра
Трудовая деятельность
Формирование
основ
безопасности
Адаптационный период
Младшая группа
3-4 года
Средняя
группа
4-5 лет
2
2
2
1
1
1
Данная образовательная область
реализуется через
тренинги,творческие игры, детсковзрослые объединения и проектную
деятельность
Ознакомление сприродой
1
0,5
0,5
Ознакомление с
предметным и социальным
окружением
Формирование элементарных
математических
представлений
Развитие речи
Художественная литература
-
0,5
0,5
1
1
1
2
1
1
Музыка
2
2
2
Рисование
Лепка
Аппликация
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
10
10
Конструирование
Итого занятий
10
Художественн
оэстетическое
Речевое
Познавательное
Социальнокоммуникати
вное
Физическо
е
Образов
ате
льн
ые
обл
аст
и
НОД(вид занятий)
Итого
занятий:
Физическая культура в
помещении
Физическая культура на воздухе
Игра
Трудовая деятельность
Формирование основ
безопасности
Адаптационный период
Старшая группа
Подготовительная группа
5-6лет
6-7лет
Объем НОД в неделю
Обязательная часть (инвариантная)
2
2
1
1
Данная образовательная область реализуется через тренинги,
творческие игры, детсковзрослые объединения и проектную деятельность
Ознакомление с природой
1
1
Ознакомление с предметным и
социальным окружением
1
1
Формирование элементарных
математических представлений
1
2
Развитие речи
2
2
Художественная литература
Музыка
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Реализуется в совместной деятельности в ходе режимных
моментов
2
2
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
Реализуется в совместной деятельности воспитателя с
детьми
13
14
Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Виды игр-занятий
Количество НОД в
неделю
1.
Расширение ориентировки в окружающем и
развитие речи
3
2.
Развитие движений
2
3.
Игра-занятие с дидактическим материалом
2
4.
Игра-занятие со строительным материалом
1
5.
Музыкальная деятельность
2
ИТОГО
10