Комплекс мероприятий по подготовке ребенка к детскому саду должен обязательно включать проверку соответствия состояния малыша грядущим переменам. Педиатрами и детскими психологами разработан ряд критериев, на которые следует ориентироваться родителям для оценки физических и психологических возможностей ребенка.
Многие родители считают, что основополагающим признаком, говорящим о готовности ребенка к детскому саду, служит его возраст.
Подразумевается, что все необходимые навыки малыш получит уже в дошкольном учреждении. С возможными трудностями справятся воспитатели, а привычка к новому месту и коллективу выработается сама собой.
Это очень опасное заблуждение! Чреватое, вдобавок, тяжелым адаптационным периодом. Между тем проблем легко избежать, если заранее выяснить, насколько ребенок соответствует параметрам, говорящим о его готовности к детскому саду.
Что влияет на адаптацию к детскому саду
Процесс адаптации зависит от следующих факторов:
- определенный уровень психического и физического развития;
- состояние здоровья (включая степень закаленности);
- наличие навыков самообслуживания;
- уровень коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
- индивидуальные особенности (склад характера, темперамент);
- личностные данные родителей.
Биологическая готовность к детскому саду
Решение о биологической готовности ребенка к детскому саду строится, исходя из показателей его физического развития.
Педиатр проводит всесторонне обследование малыша. Измеряет его рост, вес, окружность грудной клетки. Эти данные, включая зубную формулу, сравниваются с эталоном. На основании этого врач принимает решение о биологической зрелости ребенка и о том, насколько он соответствует своему календарному возрасту.
Также у ребенка не должно быть отклонений со стороны нервной системы и иных противопоказаний по состоянию здоровья. В том числе сильной пищевой аллергии, серьезных проблем со слухом или зрением.
Социальная готовность к детскому саду
Этот фактор подразумевает наличие у ребенка коммуникативных способностей. Для их оценки родителям нужно проанализировать поведение ребенка и ответить на следующие вопросы.
- Умеет ли ваш ребенок выстраивать отношения со сверстниками? Желательно, чтобы он имел хотя бы минимальный опыт общения с другими детьми. Это поможет ему скорее адаптироваться в детсадовском коллективе.
- Как ребенок общается со взрослыми людьми? О готовности к детскому саду говорит умение малыша выслушивать замечания в свой адрес со стороны взрослого человека и адекватно реагировать на них.
- Понимает ли кроха, что на новом месте будут действовать новые правила поведения, а к нему будут предъявляться особые требования?
- Способен ли ребенок в понятной форме выразить свои желания, объяснить те или иные действия, обратиться за помощью? Для этого он должен уметь разговаривать и стремиться к общению с другими людьми.
Психологическая готовность ребенка к детскому саду
Смена обстановки и окружения может стать для неподготовленного ребенка настоящим стрессом. Риск подобного исхода значительно ниже у детей, чья психика уже подготовлена к переменам в привычной жизни. Об этом можно судить по следующим признакам.
- Ребенок обладает основными навыками самообслуживания, пусть даже в минимальной форме. Самостоятельно или с помощью взрослых умеет раздеваться и одеваться, пользоваться ложкой, посещать туалет и совершать гигиенические процедуры.
- Процесс засыпания ребенка не связан со специфическими факторами (может уснуть только с бутылочкой, любимой игрушкой либо после кормления грудью).
- Ребенку не составляет труда сохранять спокойствие и внимание на протяжении четверти часа. К примеру, во время занятий рисованием, лепкой или чтением.
- Он с удовольствием исследует окружающий мир, учится новым умениям, но при этом не нуждается в постоянном контроле взрослого человека. Одним словом, о готовности к детскому саду говорить, пожалуй, еще рано, если ребенок совершенно не может сам найти себе занятие или, потеряв из виду маму или воспитателя, впадает в панику.
http://vitaportal.ru/razvitie-rebenka/gotovnost-k-detskomu-sadu-kak-opredelit.html